03.09.2024
Поступление в школу и начальный период обучения –
особый период в жизни ребенка.
Готовность ребенка к школе, являясь сложным целостным
феноменом, рассматривается с различных точек зрения педагогами, психологами,
врачами, гигиенистами, физиологами. При этом в каждой из дисциплин
рассматривается довольно много одних и тех же параметров готовности. Особенно
сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области психологии и
педагогики. Например, оценка познавательного развития ребенка в психологии
может сильно пересекаться с оценкой знаний и умений ребенка в педагогике и т.д.
Качество, которое физиологи и врачи назовут «зрелостью», в психологии будет
описываться рядом характеристик (обладает хорошей памятью, обладает
произвольностью внимания и др.).
Измерять множество характеристик ребенка слишком
расточительно – по времени и затраченным ресурсам, поэтому система выбора
показателей оценки готовности ребенка к школе должна строиться на основе
целостной концепции того, что происходит с ребенком в процессе его вхождения в
учебную жизнь, системно используя достижения из смежных областей.
Педагогическая диагностика готовности к школьному
обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению
грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать,
т.е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе.
В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и
зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями,
лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об
операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу
элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность
предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (Н.Ф.
Виноградова, Л.Е. Журова и др).
В психологии активно проводятся исследования в области
психологической готовности к школьному обучению, под которой обычно понимается
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения
школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Оценку
готовности ребенка к школе обычно проводят на основании концепции школьной зрелости
(Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, А.Л. Венгер, Р.В.
Овчарова и др.).
Регулярное посещение школы и успешное овладение
школьной программой требуют наличия у ребенка не только соответствующего уровня
интеллекта и развития психофизиологических функций, но и сформированности
личностных структур (развитое чувство ответственности, устойчивая позитивная
самооценка и т. д.), определенных социально-психологических навыков (умение
общаться со сверстниками и взрослыми, достаточный уровень самоконтроля и др.).
Поступление в школу является для ребенка важным
испытанием его способности к адаптации. Для успешного вхождения в школьную
жизнь ребенку необходимо иметь соответствующий уровень зрелости в
физиологическом, личностном и социальном отношении.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2024
Дата обновления: 02.12.2024
Дата публикации: 03.09.2024