Неделя филологии

24.02.2021

АНАЛИЗ НЕДЕЛИ

 ФИЛОЛОГИИ

«ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ  СЛОВО»

 

           Предметная неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.

         Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности.        

       Предметная неделя даёт хорошую возможность учителю  продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

       Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.

        Предметная неделя филологии в МБОУ СОШ с.Сергеевка проводилась с 8 февраля по 13 февраля согласно плану Управления образования Хабаровского муниципального района.

 

Цель проведения предметной недели русского языка и литературы:

·         развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

·         развитие коммуникативных навыков между  обучающимися разных возрастов;

·         привитие любви к русскому языку и литературе;

·         повышение общей языковой культуры;

·          развития творческих возможностей детей;

·         воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре,  родного края.

 

Предметная неделя русского языка и литературы призвана решить следующие задачи:

·         создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей;

·         повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;

·         оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам;

·         выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины. 

·         помощь учителям и  обучающимся   в раскрытии своего творческого потенциала;

·         выявить одаренных детей и разработать перспективный план работы с ними.

·         повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература;

·         формирование познавательной активности;

·          расширение  кругозора.

 

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  И  МЕРОПРИЯТИЯ

 ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

 

      Неделя строилась на «четырёх китах»: информирование, побуждение, участие, успех.

Принципы реализации:

 

1. «Реклама – двигатель прогресса!»

   Чтобы привлечь внимание к предстоящему событию за 1-2 недели до начала предметной недели вывешивается  объявление в стиле современных рекламных анонсов, а также аналогичные объявления вывешиваются накануне каждого  мероприятия, проводимого в рамках Недели (Приложение 1).

Каждый классный коллектив получает информационную карточку-задание. (Приложение 2)

Накануне первого дня недели оформляется информационный стенд.

 

2. «Важней всего погода в доме»

    Важно создать в школе атмосферу погружения в предмет, поэтому в школе вывешиваются портреты русских поэтов и писателей, плакаты с высказываниями о русском языке и литературе, об искусстве слова:

Ø  Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.В. Гоголь)

Ø  Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В.Г. Белинский)

Ø  Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л.Н. Толстой)

Ø  Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа… - умы и сердца истинных художников. (А.М. Горький)

Ø  Поэзия –

та же добыча радия.

    В грамм добыча

в год труды.

    Изводишь

единого слова ради

   Тысячи тонн

Словесной руды.            (В. Маяковский)

 

 

3. «Участвуют все!»

   Очень сложно вовлечь в школьные мероприятия всех учащихся. Нужно создать и организовать Неделю так, чтобы  каждый обучающийся школы принял в ней участие.

Мероприятия предметной Недели:

·         занимательные уроки русского языка и литературы, проводимые в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования учителей русского языка и литературы;

·         словарные диктанты (конкурс на самого грамотного), организуемые в ходе уроков русского языка;

·         мини-исследования или устные выступления, рефераты, доклады, представляемые учащимися на уроках, внеклассные часы и др.;

     

Лингвистические темы

Великий и могучий…

Как делаются слова?

Похвальное слово знакам препинания

Прибежал Чудак – Восклицательный знак

Исчезли запятые…

Работают суффиксы

Корень - сердце слова

Слова – родственники

Приключение в мире слов

История твоей фамилии

Как зовут твоих одноклассников

Подружки - хохотушки (безударные гласные  О -А, И - Е)

4.«Когда в делах, я от веселий прячусь не всегда!»

     Для проведения мероприятий Недели выбираем конкурсно - игровые программы «Умники и умницы», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Самый умный», «Своя игра» и др., а также игры по станциям, викторины, командные интеллектуальные состязания и пр. Данные мероприятия могут проводиться как в рамках урока, так и в рамках внеклассной работы. Они интересны, динамичны и занимают немного времени, которые стимулируют  детей к проявлению знаний в той или иной области и дают  новую информацию, новые знания по предмету.

 

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ   

ПО  ПРОВЕДЕНИЮ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ

 

       Неделя русского языка и литературы в школе – это праздник для обучающихся  и  учителей. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности обучающихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, занятия с применением ИКТ.

       План Недели русского языка и литературы  выполнен. Мероприятия прошли на высоком методическом и воспитательном  уровне и помогли обучающимся проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор. Учителя и обучающиеся отнеслись ответственно и творчески к  подготовке и проведению Недели,  продемонстрировали  творческую активность и желание обучающихся  дополнительно заниматься русским языком и литературой.         

   Результативность Недели русского языка и литературы определяется следующими критериями: 

·         активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;

·         охват подростков;

·         состояние эмоционально-деловых отношений участников Недели;

·         уровень культуры участников Недели.

     Кроме этого пополнилась методическая копилка кабинета русского языка и литературы.

       Таким образом, Неделя русского языка и литературы - это прекрасная возможность развивать интерес и воспитывать потребность изучать  русский  язык.     

Учащиеся 5а класса, под руководством Вакаловой О.П., сделали газету, оформили выставку рисунков «Любимые произведения», провели тест «Говорим правильно»,  « Своя игра». В 6-х и 8а классах, под руководством Кужиной А.Р., каждый день урок русского языка начинался с занимательной грамматики и с рубрики «Слово дня», где учащиеся показывали свои знания различных правил русского языка. Были проведены тематические уроки в игровой форме в 6-х классах: «Путешествие в страну Фразеологии», в 8 классе  - «Путешествие в страну филологии», «Наш великий и  могучий русский язык», которые, возможно, вызвали интерес к предмету и расширили кругозор. Прошел День интеллектуалов. В 6-х классах –  игра «Счастливый случай», в 8 классе была проведена интеллектуальная игра «Знатоки русского языка». Учащиеся 6-х классов были самыми активными и проявили большой интерес.

По литературе в каждом классе  был проведен литературный блиц-турнир. Все учащиеся активно отвечали на вопросы.

В течение недели был проведен словарный диктант и оформлен небольшой стенд с рисунками.

Проведенные мероприятия помогли выявить самых активных, творческих учащихся, которые показали свои предметные знания и умения.

По руководством Алешкиной О.В. 11 февраля в рамках недели русского языка и литературы учащимися 8б класса была проведена литературная викторина среди обучающихся 1-х классов. Ребята с удовольствием разгадывали загадки, отвечали на вопросы,  отгадывали сказочных героев, рисовали следы Бабы-Яги,  Кощея Бессмертного,  Дюймовочки.

12 февраля в рамках недели русского языка и литературы учащимися 8б класса в 3б классе была проведена викторина "Знатоки русского языка" . Ребята с удовольствием разгадывали загадки, ребусы, показывали свои знания по русскому языку, решая различные задания.

Учащиеся 7б класса, под руководством Ласточкиной А.А., участвовали в создании плаката «Синтаксические нормы» для дальнейшего использования на уроках русского языка и внеурочной деятельности, показали уровень своей грамотности в диктанте «Грамотей». Каждый урок в 7б классе сопровождался тематической пятиминуткой на следующие темы: 

·         «Увлекательная этимология» (русский язык)

·         «Тайный смысл русских сказок» (литература)

·         «Забытые на полках…» (сообщение о детский писателях, английская филология)

·         «История кралатых фраз и фразеологизмов» и т.д.

Учащиеся 10 класса продемонстрировали мастерство при создании буктрейлеров на любимую книгу, а 11 класс составили папку с ментальными картами по теме «Лексика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Хочу такой сайт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

С 8 по 13 февраля!!!

 

 Приложение 2

 

                             

ПРОГРАММА

 Недели филологии 08.02.2021-13.02.2021

 

 

Мероприятия

Классы

День 1.

 

Открытие недели  «Мы любим литературу и изучаем русский язык»

  • «Лингвистический парад высказываний о русском языке»

(каждый класс выбирает высказывание о русском языке, оформляет его, затем формируется общая выставка).

   
 

5-11

 

День 2.

 

День Творчества

  • Выставка словарей, книг о родном языке, о языках народов мира           
  • Создание постеров (книжки-раскладушки) «Писатели-юбиляры»
  • Газета «И мы сохраним тебя, русская речь…»
  • Выпуск газеты «Великие люди о русском языке»
 

5б,7а,9б

 

11

 

10

День 3.

 

День интеллектуалов «Лексика делового человека»

  • Тест « Мы знаем все об ударении» с использованием ресурсов Гугл
  • Урок занимательной грамматики.
 

5а,б,7а,б, 9а,б,10,11

 

6А,Б,8А

День 4.

 

День грамотности

·         «Кто кого перечитает?» (марафон скорочтения)

·         Тотальная проверка грамотности, диктант «Грамотей»

   

5б, 7а, 9б

5а,6а,б,7б,8а,б, 10,11

День 5.

 

День родного языка

  • Филологическая «Своя игра»
  • Экскурсия в школьную библиотеку. Выставка «Словари»
  • Игра «Путешествие в страну филологию»
 
 

5-11

4-7

 

8а,б

В течение недели

  • Создание Буктрейлеров «Учите русский язык»

10-11

  • Видеомарафон «Читаем вместе» (с закрытым голосованием) с использованием ресурсов Дневника.ру

5б,7а,9б

  • «Слово дня»

(листовки со значениями слов и листовки с правильным ударением в словах

5-11

·         Создание ментальных карт по лексике русского языка (с использованием NovaMind, Xmind, LucidChart и др.)

Тематические классные часы с использованием платформы ZOOM:

  • «Увлекательная этимология» (русский язык)
  • «Тайный смысл русских сказок» (литература)
  • «Забытые на полках…» (сообщение о детский писателях, английская филология)
  • «История кралатых фраз и фразеологизмов»
 

10-11

5-11

     

Приложение 3

Рассказы из серии  «Занимательный русский язык»,

«Занимательно о литературе» или «Знаете ли вы, что…

 

№1.

       Знаете  ли вы, что животных, которые, живя с человеком, научились говорить по-человечески довольно много? Известно, что у всех животных есть свой «язык»,   своя система знаков,   с помощью которой в естественных  условиях они выражают своё состояние    (радость, восторг, тревога, гнев) или даже, по мнению многих учёных,  общаются друг с другом.  Эта система сигналов может быть очень сложной:  она включает звуки (серые вороны, например, издают до 300 разных звуков), жесты, мимику…  Но животные, которые живут рядом с человеком, включаются в другую, человеческую, систему общения:  к своим кошкам и собакам мы обращаемся по именам, приучаем их к определённым словам-командам.      

        Домашние животные хорошо понимают речь человека.  Мало того,  некоторые из них обладают способностью обучаться человеческой речи и произносить отдельные слова или даже целые предложения.  Никого не удивляет, что умеют говорить попугаи. Но есть совершенно невероятные случаи, когда птица не просто повторяет слова человека, а осознанно включается в разговор.   

      Один пример:  хозяйка попугайчика Саши долго говорила по телефону о том, как вредно нюхать токсические вещества.  Когда разговор кончился, попугайчик тоже выразил своё отношение к токсикомании «Будешь нюхать – подохнешь!» - назидательно сказал он. А  в Карагандинском зоопарке жил слон, который говорил густым басом:  «Я  - Батыр»,  «Батыр  хороший», «Батыр пить»  (он произносил слова,  закладывая хобот в рот и сплющивая его по-особому). 

        Ещё  более удивительная история,  которая произошла в Баку.  Девочка подобрала во дворе котёнка, который был не только пушист, но и необыкновенно умён.  Назвала она его Мэси. Года через два кот начал произносить членораздельные звуки. Например, когда к нему обращались, он отвечал:  «И-Ы?», - что означало приблизительно:  «В  чём дело?  Ну  что?»  Однажды он забрался на подоконник и зацепился когтями за занавес.    «Сойди немедленно», - сказали ему.   И вдруг услышали:  «Не - е – с –ой-ду».   «Мэси  всё говорит по-человечески, - пишет его хозяйка, - и на любой вопрос даёт ответ. Действительно, Мэси произносит любые слова, даже делает перевод, поскольку его учили говорить по-русски».  

          Во время видеомагнитофонной съёмки кота спросили: «Кого пришли люди смотреть?». Ответ Мэси был совершенно определённым: «Меня».    А  затем состоялось такое необыкновенное интервью с Мэси:

  - Кто еду для тебя приносит?

  - Ба – буш – ка

  - Где она её берёт?

  - Ба – за – ре  

  - Мэси,  в мире есть подобные тебе?

  - Есть 

  - Кто?

  - Я!   -  ответил кот.

    Учёные в недоумении: «То, что и как говорит кот, не является простым повторением речи человека. Этот феномен неизвестен науке. Поэтому кот вызвал настоящее удивление, и сегодня объяснить это невозможно. Науке предстоит тщательным образом исследовать это явление.

    Обо всём этом рассказывается в очень интересной книжке А. П. Дуброва     «Рассказы  о животных,  говорящих человеческим языком».

 

№ 2.

 

      Всем хорошо известно имя А.С. Пушкина.      И,   конечно,   все  читали его замечательные сказки: «Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о золотом петушке»,   «сказка о рыбаке и рыбке»,   «Сказка о попе и работнике его Балде»»,  «Сказка о мёртвой царевне».   Но  мало кому известно,  что у Пушкина есть ещё одна,  правда, неоконченная сказка,   которая называется «Сказка о Медведихе».   Написана она была в 1830 году в знаменитую Болдинскую осень.   Это образец подлинно народного стиля у Пушкина. Народный источник этой сказки не найден; возможно, что сюжет её целиком принадлежит  Пушкину. По стилю и стиху сказка приближается к народной песне или причитанию. Послушайте её. 

(Прочитать «Сказку о Медведихе» А.С.Пушкина)

   

Приложение 4

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ

 

ТЕМА «РОДИНА»:

Ø  Отчизна, Русь, Россия, отчий дом, Отечество, Российская Федерация, гуманизм, гуманный, Великая Отечественная война, Брестская крепость, Одесса, Севастополь, патриот, ветеран, чувство долга, участвовать, священный, труженик, природа, долина, равнина, территория, Санкт-Петербург,  Адмиралтейство, Пискаревский мемориал, Исаакиевский собор, Марсово поле, Эрмитаж, Русский музей, столица, Москва.

 

ТЕМА «ТРУД»:

Ø  профессия, будущее, признание, наслаждение, приобщение, уважение, преобразить, добросовестный, трудолюбие, честность, неравнодушие, коллектив, труженик, сопричастность, активная жизненная позиция, врач, строитель, преподаватель, инженер, библиотекарь, токарь, слесарь, шофёр, авиаконструктор, электросварщик, космонавт, творческий труд, заинтересованность, поощрение, участник, участвовать, чувствовать, привилегия.

 

ТЕМА «ШКОЛА»:

Ø  вестибюль, коридор, лестница, кабинет, учительская, директор, завуч, преподаватель, библиотекарь, портфель, готовальня, карандаш, чертеж, конспект, пятиклассник, семиклассник, информация, сообщение, диспут, расписание, предмет, биология, литература, география, математика, гуманитарный, цикл, реферат, доклад, дисциплина, сбор, фестиваль, субботник, товарищ, ровесник, сверстник, каникулы.

 

ТЕМА «ИСКУССТВО»:

Ø  искусный, талантливый, гениальный, искусствоведение, автор, классик, театр, актёр, режиссер, дирижёр, пьеса, драматург, драма, комедия, трагедия, водевиль, монолог, диалог, живопись, орнамент, акварель, лауреат, фойе, гардероб, партер, балкон, галерея, сцена, занавес, декорация, балет, цирк.

   

 


Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 25.02.2021

Дата обновления: 25.02.2021

Дата публикации: 24.02.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».