24.02.2021
АНАЛИЗ НЕДЕЛИ
ФИЛОЛОГИИ
«ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО»
Предметная
неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и внимания к
предметам в школе, т.к. она предполагает развитие у школьников не только
интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с
дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной
литературой.
Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной
деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей
учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки
планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные
способности.
Предметная неделя даёт хорошую возможность учителю продемонстрировать значимость изучаемых в
школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим
соревнованием.
Учитывая интересы и склонности
современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее
место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы
и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к
учебным предметам.
Предметная неделя филологии в МБОУ СОШ с.Сергеевка проводилась с 8
февраля по 13 февраля согласно плану Управления образования Хабаровского
муниципального района.
Цель проведения предметной недели
русского языка и литературы:
·
развитие интеллектуального и творческого
потенциала обучающихся;
·
развитие коммуникативных навыков между обучающимися разных возрастов;
·
привитие любви к русскому языку и литературе;
·
повышение общей языковой культуры;
·
развития творческих возможностей детей;
·
воспитание бережного отношения и интереса к
языку, культуре, родного края.
Предметная неделя русского языка и литературы
призвана решить следующие задачи:
·
создание
условий максимально благоприятствующих получению качественного образования
каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей,
наклонностей, культурно – образовательных потребностей;
·
повышение
интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию действительности и
самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;
·
оценка
влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам;
·
выявление
школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к
углубленному изучению определенной учебной дисциплины.
·
помощь
учителям и обучающимся в раскрытии своего творческого потенциала;
·
выявить одаренных
детей и разработать перспективный план работы с ними.
·
повышение
интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература;
·
формирование
познавательной активности;
·
расширение кругозора.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
И МЕРОПРИЯТИЯ
ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ
Неделя строилась на «четырёх китах»: информирование, побуждение, участие,
успех.
Принципы реализации:
1.
«Реклама – двигатель прогресса!»
Чтобы привлечь внимание к предстоящему событию за 1-2 недели до начала
предметной недели вывешивается объявление в стиле современных рекламных
анонсов, а также аналогичные объявления вывешиваются накануне каждого мероприятия, проводимого в рамках Недели (Приложение 1).
Каждый классный коллектив получает информационную
карточку-задание. (Приложение 2)
Накануне первого дня недели оформляется
информационный стенд.
2.
«Важней всего погода в доме»
Важно создать в школе атмосферу погружения в предмет, поэтому в школе
вывешиваются портреты русских поэтов и писателей, плакаты с высказываниями о
русском языке и литературе, об искусстве слова:
Ø Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так
вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко
сказанное русское слово. (Н.В. Гоголь)
Ø Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен
для выражения простых, естественных понятий. (В.Г. Белинский)
Ø Слово – дело великое. Великое потому, что словом
можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви,
словом же можно служить вражде и ненависти. (Л.Н. Толстой)
Ø Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано
нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы
духа… - умы и сердца истинных художников. (А.М. Горький)
Ø Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм
добыча
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
Словесной руды. (В. Маяковский)
3. «Участвуют
все!»
Очень сложно вовлечь в школьные мероприятия всех учащихся. Нужно создать
и организовать Неделю так, чтобы каждый обучающийся
школы принял в ней участие.
Мероприятия предметной Недели:
·
занимательные
уроки русского языка и литературы, проводимые в рамках учебной программы и
календарно-тематического планирования учителей русского языка и литературы;
·
словарные
диктанты (конкурс на самого грамотного), организуемые в ходе уроков русского
языка;
·
мини-исследования
или устные выступления, рефераты, доклады, представляемые учащимися на уроках,
внеклассные часы и др.;
Лингвистические
темы |
|
Великий и могучий… |
Как делаются слова? |
Похвальное слово знакам препинания |
Прибежал Чудак – Восклицательный знак |
Исчезли запятые… |
Работают суффиксы |
Корень - сердце слова |
Слова – родственники |
Приключение в мире слов |
История твоей фамилии |
Как зовут твоих одноклассников |
Подружки - хохотушки (безударные
гласные О -А, И - Е) |
4.«Когда
в делах, я от веселий прячусь не всегда!»
Для проведения мероприятий Недели выбираем
конкурсно - игровые программы «Умники и умницы», «Брейн-ринг», «Что? Где?
Когда?», «Звёздный час», «Самый умный», «Своя игра» и др., а также игры по
станциям, викторины, командные интеллектуальные состязания и пр. Данные мероприятия
могут проводиться как в рамках урока, так и в рамках внеклассной работы. Они интересны,
динамичны и занимают немного времени, которые стимулируют детей к проявлению знаний в той или иной
области и дают новую информацию, новые
знания по предмету.
ВЫВОДЫ И
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Неделя
русского языка и литературы в школе – это праздник для обучающихся и
учителей. Программа проведения предметной недели отразила различные
формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и
индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации
мыслительной деятельности обучающихся использовались оригинальные наглядные
пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, занятия с применением ИКТ.
План
Недели русского языка и литературы
выполнен. Мероприятия
прошли на высоком методическом и воспитательном уровне и
помогли обучающимся проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и
познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор.
Учителя и обучающиеся отнеслись ответственно и творчески к подготовке и проведению Недели, продемонстрировали творческую активность и желание
обучающихся дополнительно заниматься
русским языком и литературой.
Результативность Недели русского языка и
литературы определяется следующими критериями:
·
активность
обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность
логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;
·
охват
подростков;
·
состояние
эмоционально-деловых отношений участников Недели;
·
уровень
культуры участников Недели.
Кроме этого пополнилась методическая
копилка кабинета русского языка и литературы.
Таким образом, Неделя русского языка и литературы - это прекрасная
возможность развивать интерес и воспитывать потребность изучать русский
язык.
Учащиеся 5а класса, под руководством
Вакаловой О.П., сделали газету, оформили выставку рисунков «Любимые
произведения», провели тест «Говорим правильно», « Своя игра». В 6-х и 8а классах, под
руководством Кужиной А.Р., каждый день урок русского языка начинался с
занимательной грамматики и с рубрики «Слово дня», где учащиеся показывали свои
знания различных правил русского языка. Были проведены тематические уроки в игровой
форме в 6-х классах: «Путешествие в страну Фразеологии», в 8 классе - «Путешествие в страну филологии», «Наш
великий и могучий русский язык»,
которые, возможно, вызвали интерес к предмету и расширили кругозор. Прошел День
интеллектуалов. В 6-х классах – игра
«Счастливый случай», в 8 классе была проведена интеллектуальная игра «Знатоки
русского языка». Учащиеся 6-х классов были самыми активными и проявили большой
интерес.
По литературе в каждом классе был проведен литературный блиц-турнир. Все
учащиеся активно отвечали на вопросы.
В течение недели был проведен
словарный диктант и оформлен небольшой стенд с рисунками.
Проведенные мероприятия помогли
выявить самых активных, творческих учащихся, которые показали свои предметные
знания и умения.
По руководством
Алешкиной О.В. 11 февраля в рамках недели русского языка и литературы учащимися
8б класса была проведена литературная викторина среди обучающихся 1-х классов.
Ребята с удовольствием разгадывали загадки, отвечали на вопросы, отгадывали сказочных героев, рисовали следы
Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Дюймовочки.
12 февраля в
рамках недели русского языка и литературы учащимися 8б класса в 3б классе была
проведена викторина "Знатоки русского языка" . Ребята с удовольствием
разгадывали загадки, ребусы, показывали свои знания по русскому языку, решая различные
задания.
Учащиеся 7б класса, под
руководством Ласточкиной А.А., участвовали в создании плаката «Синтаксические
нормы» для дальнейшего использования на уроках русского языка и внеурочной
деятельности, показали уровень своей грамотности в диктанте «Грамотей». Каждый
урок в 7б классе сопровождался тематической пятиминуткой на следующие
темы:
·
«Увлекательная этимология» (русский
язык)
·
«Тайный смысл русских сказок»
(литература)
·
«Забытые на полках…» (сообщение о
детский писателях, английская филология)
·
«История кралатых фраз и фразеологизмов»
и т.д.
Учащиеся 10
класса продемонстрировали мастерство при создании буктрейлеров на любимую
книгу, а 11 класс составили папку с ментальными картами по теме «Лексика».
Приложение 1
С 8 по 13 февраля!!! |
Приложение 2
ПРОГРАММА
Недели филологии 08.02.2021-13.02.2021
|
Мероприятия |
Классы |
День 1.
|
Открытие
недели «Мы любим литературу и изучаем
русский язык»
(каждый
класс выбирает высказывание о русском языке, оформляет его, затем формируется
общая выставка). |
5-11 |
День 2.
|
День Творчества
|
5б,7а,9б 11 10 5а |
День 3.
|
День интеллектуалов «Лексика делового человека»
|
5а,б,7а,б,
9а,б,10,11 6А,Б,8А |
День 4.
|
День грамотности ·
«Кто кого перечитает?» (марафон скорочтения) ·
Тотальная проверка грамотности, диктант «Грамотей» |
5б, 7а, 9б 5а,6а,б,7б,8а,б,
10,11 |
День 5.
|
День родного
языка
|
5-11 4-7 8а,б |
В течение
недели |
|
10-11 |
|
5б,7а,9б |
|
(листовки
со значениями слов и листовки с правильным ударением в словах |
5-11 |
|
·
Создание ментальных карт по лексике русского языка
(с использованием NovaMind, Xmind, LucidChart и др.) Тематические
классные часы с использованием платформы ZOOM:
|
10-11 5-11 |
Приложение 3
Рассказы из
серии «Занимательный русский язык»,
«Занимательно о
литературе» или «Знаете ли вы, что…
№1.
Знаете
ли вы, что животных, которые, живя с человеком, научились говорить
по-человечески довольно много? Известно, что у всех животных есть свой «язык», своя система знаков, с помощью которой в естественных условиях они выражают своё состояние (радость, восторг, тревога, гнев) или даже, по
мнению многих учёных, общаются друг с
другом. Эта система сигналов может быть
очень сложной: она включает звуки (серые
вороны, например, издают до 300 разных звуков), жесты, мимику… Но животные, которые живут рядом с человеком,
включаются в другую, человеческую, систему общения: к своим кошкам и собакам мы обращаемся по
именам, приучаем их к определённым словам-командам.
Домашние животные хорошо понимают речь
человека. Мало того, некоторые из них обладают способностью
обучаться человеческой речи и произносить отдельные слова или даже целые
предложения. Никого не удивляет, что
умеют говорить попугаи. Но есть совершенно невероятные случаи, когда птица не
просто повторяет слова человека, а осознанно включается в разговор.
Один пример: хозяйка попугайчика Саши долго говорила по
телефону о том, как вредно нюхать токсические вещества. Когда разговор кончился, попугайчик тоже
выразил своё отношение к токсикомании «Будешь нюхать – подохнешь!» - назидательно
сказал он. А в Карагандинском зоопарке
жил слон, который говорил густым басом:
«Я - Батыр», «Батыр
хороший», «Батыр пить» (он
произносил слова, закладывая хобот в рот
и сплющивая его по-особому).
Ещё
более удивительная история, которая
произошла в Баку. Девочка подобрала во
дворе котёнка, который был не только пушист, но и необыкновенно умён. Назвала она его Мэси. Года через два кот
начал произносить членораздельные звуки. Например, когда к нему обращались, он
отвечал: «И-Ы?», - что означало
приблизительно: «В чём дело?
Ну что?» Однажды он забрался на подоконник и зацепился
когтями за занавес. «Сойди немедленно»,
- сказали ему. И вдруг услышали: «Не - е – с –ой-ду». «Мэси
всё говорит по-человечески, - пишет его хозяйка, - и на любой вопрос
даёт ответ. Действительно, Мэси произносит любые слова, даже делает перевод,
поскольку его учили говорить по-русски».
Во время видеомагнитофонной съёмки
кота спросили: «Кого пришли люди смотреть?». Ответ Мэси был совершенно
определённым: «Меня». А затем
состоялось такое необыкновенное интервью с Мэси:
- Кто еду для тебя приносит?
- Ба – буш – ка
- Где она её берёт?
- Ба – за – ре
- Мэси,
в мире есть подобные тебе?
- Есть
- Кто?
- Я! - ответил
кот.
Учёные в недоумении: «То, что и как говорит
кот, не является простым повторением речи человека. Этот феномен неизвестен
науке. Поэтому кот вызвал настоящее удивление, и сегодня объяснить это
невозможно. Науке предстоит тщательным образом исследовать это явление.
Обо всём этом рассказывается в очень
интересной книжке А. П. Дуброва «Рассказы о животных,
говорящих человеческим языком».
№ 2.
Всем хорошо известно имя А.С. Пушкина.
И, конечно, все читали
его замечательные сказки: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде»», «Сказка о мёртвой царевне». Но мало
кому известно, что у Пушкина есть ещё
одна, правда, неоконченная сказка, которая называется «Сказка о Медведихе». Написана она была в 1830 году в знаменитую
Болдинскую осень. Это образец подлинно
народного стиля у Пушкина. Народный источник этой сказки не найден; возможно,
что сюжет её целиком принадлежит Пушкину.
По стилю и стиху сказка приближается к народной песне или причитанию.
Послушайте её.
(Прочитать «Сказку о Медведихе» А.С.Пушкина)
Приложение 4
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ
ТЕМА «РОДИНА»:
Ø Отчизна,
Русь, Россия, отчий дом, Отечество, Российская Федерация, гуманизм, гуманный,
Великая Отечественная война, Брестская крепость, Одесса, Севастополь, патриот,
ветеран, чувство долга, участвовать, священный, труженик, природа, долина,
равнина, территория, Санкт-Петербург,
Адмиралтейство, Пискаревский мемориал, Исаакиевский собор, Марсово поле,
Эрмитаж, Русский музей, столица, Москва.
ТЕМА «ТРУД»:
Ø профессия,
будущее, признание, наслаждение, приобщение, уважение, преобразить,
добросовестный, трудолюбие, честность, неравнодушие, коллектив, труженик,
сопричастность, активная жизненная позиция, врач, строитель, преподаватель,
инженер, библиотекарь, токарь, слесарь, шофёр, авиаконструктор, электросварщик,
космонавт, творческий труд, заинтересованность, поощрение, участник,
участвовать, чувствовать, привилегия.
ТЕМА «ШКОЛА»:
Ø вестибюль,
коридор, лестница, кабинет, учительская, директор, завуч, преподаватель,
библиотекарь, портфель, готовальня, карандаш, чертеж, конспект, пятиклассник,
семиклассник, информация, сообщение, диспут, расписание, предмет, биология,
литература, география, математика, гуманитарный, цикл, реферат, доклад,
дисциплина, сбор, фестиваль, субботник, товарищ, ровесник, сверстник, каникулы.
ТЕМА «ИСКУССТВО»:
Ø искусный,
талантливый, гениальный, искусствоведение, автор, классик, театр, актёр,
режиссер, дирижёр, пьеса, драматург, драма, комедия, трагедия, водевиль,
монолог, диалог, живопись, орнамент, акварель, лауреат, фойе, гардероб, партер,
балкон, галерея, сцена, занавес, декорация, балет, цирк.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.02.2021
Дата обновления: 25.02.2021
Дата публикации: 24.02.2021