Учебный план АООП вариант 1 и 2 на 2024-2025 уч.г.

Пояснительная записка к учебным планам обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Учебный план МБОУ СОШ с.Сергеевка (далее ― Учебный план), реализующий АООП для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),
составлен в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)», Адаптированной основной общеобразовательной
программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с
требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 913 лет годовой и недельный учебные планы могут быть представлены в нескольких
вариантах. В МБОУ СОШ с.Сергеевка за основу взят 1 вариант примерных учебных планов:
I-IV; V-IX классы (9 лет). Выбор варианта сроков обучения осуществлен с учетом:
- особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены предметные области. Содержание
всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.

Учебный план состоит из обязательной части, части, формируемой участниками
образовательных отношений, коррекционно – развивающей части и внеурочной
деятельности.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных

областей,

которые

должны

быть

реализованы

во

всех

имеющих

государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Предметная часть
учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
-

формирование

жизненных компетенций,

обеспечивающих овладение

системой

социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
В учебном плане для 1-4 классов часы, отводимые на часть, формируемую участниками
образовательного процесса, во 2 - 4 классах распределены на учебные предметы в связи с
необходимостью более полного изучения данных предметных областей и распределением
учебного материала в учебных пособиях и учебниках. «Математика» - 1 час, «Русский язык»
- 1 час, «Мир природы и человека» - 1 час. В учебном плане для 5-9 классов часы, отводимые
на часть, формируемую участниками образовательных отношений, распределены на
«Финансовую грамотность», «Основы социальной жизни» и «Математику».
Коррекционно-развивающая часть учебного плана обеспечивает реализацию особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося на основании
рекомендаций ПМПК и (или) ИПР. Выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется
МБОУ СОШ с.Сергеевка самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Всего на коррекционно-развивающую область в 1-4 классах
отводится 8 часов, в 5-9 классах отводится 10 часов в неделю.

Организация занятий

по

направлениям

внеурочной

деятельности

(нравственное,

социальное, общекультурное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в
МБОУ СОШ с.Сергеевка.
Выбор

направлений

внеурочной

деятельности

и

распределение

на

них

часов

самостоятельно осуществляется МБОУ СОШ с.Сергеевка в рамках общего количества
часов, предусмотренных учебным планом (4 часа). Время, отведенное на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках
реализации АООП определяет образовательная организация. Обучение в МБОУ СОШ
с.Сергеевка ведется по 5-дневной учебной неделе. Продолжительность учебного года
составляет 34 недели, в 1 и 9 классе — 33 недели. Продолжительность учебных занятий не
превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1 -м классе
используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре - декабре по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся 1 класса устанавливаются в течение
года дополнительные недельные каникулы.
Количество обучающихся по программе АООП (вариант 1)
в МБОУ СОШ с.Сергеевка в 2024-2025 учебном году
Форма
обучения
Очная
Обучение
на дому

1

2

3

4
2

Классы
5
6
1

7
1

8
1

9
1

Всего
6

На уровне НОО: 2 обучающихся.
На уровне ООО: 4 обучающихся.

Учебный план АООП УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
обучающихся 1-4 классов
Предметные

Классы/

области

Учебные предметы

Количество часов в неделю
I

II

III

IV

Всего

1.Язык и речевая Русский язык

3

3

3

3

12

практика

3

4

4

4

15

Обязательная часть
Чтение

Речевая практика

2

2

2

2

8

2. Математика

Математика

3

4

4

4

15

3. Естествознание

Мир

2

1

1

1

5

Музыка

2

1

1

1

5

Рисование

1

1

1

1

4

3

3

3

3

12

2

1

1

1

5

21

20

20

20

81

-

3

3

3

9

2.1. Русский язык

-

1

1

1

3

2.2. Математика

-

1

1

1

3

2.3. Мир природы и человека

-

1

1

1

3

21

23

23

2

2

2

2

8

Коррекционные занятия психолога

1

1

1

1

4

Логопедические занятия

1

1

1

1

4

Внеурочная деятельность

4

4

4

4

16

Разговоры о важном

1

1

1

1

4

Орлята России

2

2

2

2

8

Подвижные игры

-

1

1

1

3

Юные казачата

1

-

-

-

1

природы

и

человека
4. Искусство

(изобразительное
искусство)
5.Физическая

Адаптивная

культура

физическая культура

6. Технология

Ручной труд

Итого
Часть,

формируемая

участниками

образовательных отношений

Максимально

допустимая

нагрузка

23

90

(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно - развивающая часть
(коррекционные занятия)

Учебный план АООП УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
обучающихся 5-9 классов
Предметные

Классы/

области

Учебные предметы

Обязательная часть

Количество часов в неделю
V

VI

VII

VIII

IX

Всего

1. Язык и речевая

1.1. Русский язык

4

4

4

4

4

20

практика

1.2. Чтение

4

4

4

4

4

20

(Литературное чтение)
2. Математика и

2.1. Математика

4

4

3

3

3

17

информатика

2.2. Информатика

-

-

1

1

1

3

3. Естествознание

3.1. Природоведение

2

2

-

-

-

4

3.2. Биология

-

-

2

2

2

6

3.3. География

-

2

2

2

2

8

4. Человек и

4.1. Мир истории

-

2

-

-

-

2

общество

4.2. Основы социальной

1

1

2

2

2

8

4.3. История Отечества

-

-

2

2

2

6

5.1. Рисование

2

-

-

-

-

2

5.2. Музыка

1

-

-

-

-

1

6.1. Физическая культура

3

3

3

3

3

15

7.1. Профильный труд

6

6

7

8

8

35

Итого

27

28

30

31

31

147

Часть, формируемая участниками

2

2

2

2

2

10

Основы социальной жизни

1

1

-

-

-

2

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

5

Математика

-

-

1

1

1

3

29

30

32

33

33

157

2

2

2

2

2

10

Коррекционные занятия психолога

2

2

2

2

2

10

Внеурочная деятельность

4

4

4

4

4

20

Разговоры о важном

1

1

1

1

1

5

Язык и речь

-

-

-

1

2

3

Россия – мои горизонты

-

-

1

-

1

2

Наследники В.К.Арсеньева

1

1

1

-

-

3

Эколята

1

1

-

-

-

2

жизни
5. Искусство
6. Физическая
культура
7. Технология

образовательных отношений

Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5 -дневной учебной неделе)
Коррекционно - развивающая часть
(коррекционные занятия)

Веселые нотки

1

-

-

-

-

1

Юные инспекторы дорожного движения

-

1

-

-

-

1

Магия звука

-

-

1

-

-

1

Социальная гостиная

-

-

-

1

-

1

Военно-патриотическое объединение
«Витязи»

-

-

-

1

-

1

Пояснительная записка к учебному плану обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Учебный план МБОУ СОШ с.Сергеевка для обучающихся с умственной отсталостью
(умеренной, тяжелой, глубокой), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам
обучения. Учебный план МБОУ СОШ с.Сергеевка разработан на основе положений
Стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Приказа
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в варианте 2 может включать как один, так
и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная образовательная программа
(СИПР), разрабатывается МБОУ СОШ с.Сергеевка на основе АООП, включает
индивидуальный учебный план (ИУП), который устанавливает предметные области,
предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным
возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объем нагрузки,
включенной в индивидуальные учебные планы не может превышать объем,
предусмотренный учебным планом АООП (вариант 2).
Учебный план МБОУ СОШ с.Сергеевка в соответствии с требованиями Стандарта (п. 1.13),
требования ФАООП (п.57) устанавливает сроки освоения АООП для обучающихся 2
варианта 1 этапа обучения: цель этого этапа состоит в закреплении и формировании
основных представлений об окружающем мире, закрепление умений и жизненных
компетенций, полученных на предыдущем этапе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
I - обязательная часть, включает: шесть образовательных областей, представленных
десятью учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые
педагогом-психологом;
II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: коррекционные
курсы, проводимые различными специалистами; внеурочные мероприятия. Часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:

• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
• увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
• введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии.
С учетом образования обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой,
глубокой), тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе СИПР,
индивидуальная недельная нагрузка может варьироваться, т.к. индивидуальные учебные
планы (ИУП) отдельных обучающихся (например, с ТМНР) по варианту 2 АООП могут не
включать отдельные предметы основной части примерного учебного плана, а для других
обучающихся (например, с умеренной умственной отсталостью) ИУП преимущественно
состоит из учебных предметов первой части примерного учебного плана и дополняется
отдельными коррекционными занятиями из второй части. Таким образом, использование
ИУП позволяет формировать учебную нагрузку гибко, с учетом индивидуальных
возможностей и образовательных потребностей ребенка, избегая перегрузки обучающихся.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник
проводит индивидуальную работу с обучающимся на дому в соответствии с расписанием
уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин. В
учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на
единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается один ученик (индивидуальная
работа).
Коррекционные занятия реализуются в индивидуальной форме. Выбор дисциплин
коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение осуществляется МБОУ СОШ с.Сергеевка, исходя из
особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия зависит от
психофизического состояния ребенка (до 25 минут). В часть, формируемую участниками
образовательных отношений, входит внеурочная деятельность, которая направлена на
развитие личности развитие личности обучающегося средствами физического,
нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов
обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет
МБОУ СОШ с.Сергеевка. Время, отведенное на внеурочную деятельность (внеклассную
воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Внеурочная деятельность, коррекционно-развивающие курсы могут быть вынесены на 6
день. Обучение проходит в одну смену по утвержденному расписанию. Продолжительность
учебного года на первом этапе составляет: в 1 классе – 33 недели, во 2-4, 5-9 классах - 34

недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся 1 класса предусмотрены
дополнительные каникулы.
Количество обучающихся по программе АООП УО (вариант 2)
в МБОУ СОШ с.Сергеевка в 2024-2025 учебном году
Форма
обучения
Очная
Обучение
на дому

1

2

3

4

Классы
5
6

7

1

8

9

1

Всего
0
2

На уровне НОО: 0 обучающихся.
На уровне ООО: 2 обучающихся.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 (дополнительный) – 4 классы (НОО)
Обучение на дому
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов
1

1

2

3

4

Всего

(доп.)
Обязательная часть
1.Язык и речевая практика

Речь и альтернативная
коммуникация

2

2

2

2

2

10

2.Математика

Математические
представления

1

1

1

1

1

5

3.Окружающий мир

Окружающий
природный мир

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Человек

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

-

-

-

0,5

0,5

1

Окружающий
социальный мир

0,5

0,5

1

0,5

0,5

3

Музыка и движение

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Изобразительная
деятельность

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Домоводство

4.Искусство

5.Физическая культура

Адаптивная физкультура

0,25 0,25

0,5

0,5

0,5

2

6. Технологии

Профильный труд

0,25 0,25

0,5

0,5

0,5

2

1

1

1

5

7. Коррекционно-развивающие занятие

1

1

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Сенсорное развитие

0,25 0,25

0,5

0,5

0,5

2,5

Предметно-практические действия

0,25 0,25

0,5

0,5

0,5

2,5

Альтернативная коммуникация (логопедические занятия)

0,25 0,25

0,5

0,5

0,5

2,5

Внеурочная деятельность

0,25 0,25

0,5

0,5

0,5

2,5

10

10

10

46

Итого

8

8

Недельный учебный план АООП УО (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5 – 12 классы (ООО)
Обучение на дому
Классы
Предметные
области

Количество часов в неделю
V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Всего

1.1 Речь и
альтернативная
коммуникация

2

2

2

2

2

2

2

2

16

2.1 Математические

2

2

2

2

2

2

2

2

16

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

3.2 Человек

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

-

2,5

3.3 Домоводство

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

3.4. Окружающий

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

Учебные
предметы

Обязательная часть
1. Язык и
речевая
практика
2. Математика

представления
3.Окружающий

3.1 Окружающий

мир

природный мир

социальный мир

4. Искусство

4.1 Музыка и

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

6,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

6,5

0,5

0,5

0,5

1

1

2

2

2

9,5

1

1

1

2

2

2

2

2

13

движение
4.2
Изобразительная
деятельность
5. Физическая

5.1 Адаптивная

культура

физкультура

6. Технологии

6.1 Профильный
труд

7. Коррекционно-развивающие
занятия

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Всего

1. Сенсорное развитие

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

2. Предметно-практические действия

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

3. Двигательное развитие

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

4. Альтернативная коммуникация

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

Итого коррекционные курсы

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Внеурочная деятельность

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Итого

12

12

12

15

15

15

15

15

111


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».